VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ уровня занятости и безработицы населения на примере Алтайского края

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004282
Тема: Анализ уровня занятости и безработицы населения на примере Алтайского края
Содержание
Содержание

     Введение	4
     1 Теоретические и правовые основы государственного регулирования в области безработицы	7
        1.1 Понятие и виды безработицы	7
        1.2 Необходимость государственного регулирования безработицы	14
        1.3 Правовая основа регулирования безработицы	23
     2 Анализ уровня занятости и безработицы населения на примере Алтайского края 	28
        2.1 Социально-экономическая характеристика Алтайского края	28
        2.2 Характеристика занятости и уровня безработицы населения Алтайского края	34
        2.3 Особенности управления занятостью и безработицей населения Алтайского края.	46
     3 Разработка направлений совершенствования управления занятостью и безработицей населения Алтайского края	53
     Заключение	68
     Список литературы 	70
      


Введение
    
     Рыночные отношения и переход к ним влечет за собой появление трудностей и в первую очередь затрагивает социально-экономическую сферу. Одной из проблем, которая возникает по причине такого перехода, является проблема занятости населения страны и их производственной деятельности. Структурная перестройка экономики и образование новых трудовых отношений делает проблему занятости первоочередной среди других проблем, так как происходит многочисленное высвобождение работников с предприятий,  десятки или даже сотни людей в буквальном смысле остаются выброшенными на улицу.
     Но безработица на рынке труда вызвана не только явлением переходного периода, экономическое развитие, а так же изменением потребности в рабочей силе и в социальном статусе самого работника.
     Безработица – это мощная и разрушительная сила, которая формирует социальную катастрофу, выраженную в отсутствии возможности реализовать гражданами страны свой трудовой потенциал. Это явление сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей. 
     Психологами уже давно доказано, что продолжительность жизни, состояние здоровья и пристрастие к алкоголю, напрямую зависит от уровня безработицы. У человека может появиться ощущения безнадежности, что провоцирует образование различной степени сложности заболеваний на нервной почве, ведь самоуважение в жизни играет не малую роль. Ориентир, которому он следовал, утрачивается и смысл дальнейшего существования может быть утерян. При таком раскладе событий человек начинает существовать, а не жить. А это самое худшее, потому что теряется личность индивида.
     Для большого количества людей чувство собственного достоинства напрямую зависит от того дела, которым они заняты. Обнаружив однажды, что их востребованность на рынке труда утеряна, тяжелое психологическое давление и депрессия поселяются в их жизни. Депрессия, чаще всего, приводит к бездеятельности и к дальнейшей потере квалификации, теряется самоуважение и порождается дисбаланс моральных устоев, приводящих в политическим беспорядкам в стране.
     Цель выпускной квалификационной работы – изучить проблемы безработицы и занятости населения и разработать предложения по  их устранению.
     В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
     - изучить сущность, понятие и виды безработицы;
     - выявить необходимость государственного регулирования безработицы;
     - рассмотреть правовую основу регулирования безработицы;
     - провести социально-экономический анализ Алтайского края;
     - охарактеризовать уровень занятости и безработицы в Алтайском крае;
     - разработать предложения по  совершенствованию управления занятостью и безработицей населения;
     - дать оценку социально-экономического эффекта предложенных мероприятий.
     Предметом исследования выступает механизм государственного регулирования.
     Объектом исследования – рынок труда Алтайского края.
     Методологической основой исследования является применение методов обработки и анализа научных источников, учебников и пособий, нормативно-правовой документации, статистических данных, а так же методы обобщения и сравнения.
     
     
     
     
     
     
1 Теоретические и правовые основы государственного регулирования в области безработицы
    
     1.1 Понятие и виды безработицы
     
     Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей, из-за чего возникает такое явление как безработица, которая наносит немалый урон жизненным интересам граждан, не позволяя им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя[18].
     Это уникальное явление стало атрибутом современной рыночной экономики и учитывая его масштабы можно смело сказать, что оно уже является неотъемлемой и постепенно возрастающей его частью. Временное вехо, хранящее в себе разные периоды развития экономики, до сегодняшнего момента не знало такого явления как безработица, будь то первобытное, рабовладельческое, феодальное или даже советское общество, основным толчком для развития такого рода событий оказало действие конкурентного механизма рыночной экономики.
     Климова О.С. полагает, что с экономической точки зрения, неэффективное использование производительных сил приводит к неполной занятости производственных мощностей, а также к неполному использованию общественных ресурсов, к снижению потенциального валового продукта и национального дохода страны. А с социальной точки зрения, безработица ведет к обострению социальных проблем и общественной напряженности в обществе. В свою очередь безработица неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в народном хозяйстве и мировой экономике[17].
     По мнению Карамалиевой Е.А., Токаревой Е.В. и Безгиной Ю.А., безработица – это недоиспользование способных и готовых быть использованными как трудовых (рабочая сила), так и нетрудовых (физический капитал и земля) экономических ресурсов, хозяева или обладатели которых активно ищут возможности их использования[16]. Г
     Схожее, но более краткое определение дают Таштамиров М. Р. И Барзаева М. А. – недоиспользование трудовых ресурсов и трудового фактора производств[9].
     Аганбегян А.Г.  так определяет безработицу: социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения, которая хочет работать и ищет работу, не может трудоустроиться[14].
     Жулина Е.Г. пишет, что безработные – это лица, активно предлагающие свои услуги на рынке труда, ищущие работу, а не имитирующие поиск, и это должно учитываться государством при регулировании экономических отношений занятости, особенно на региональном уровне[16].
     Так или иначе, из этих и других определений вытекает следующее: безработица – это социально-экономическое явление, когда часть активного населения не может применить свою рабочую силу, что является показателем неспособности государства эффективно использовать один из важнейших факторов производства – труд[46].
     По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, активно ищут работу и готовы приступить к ней немедленно, с определенной даты[1].
     На самом деле количество безработных ищущих работу и обратившихся в службу занятости это лишь малая часть безработных граждан. Большое количество людей, минуя службу занятости, пытается найти работу самостоятельно и по этой причине они практически не охвачены официальной статистикой. По этому недостатки организации статистического учета порождают заниженный уровень безработицы в стране.
     Граждане занятые официальным трудом и безработные граждане формируют рабочую силу страны (ее еще принято называть экономически активным населением). Данный показатель определяется на основании возрастного состава населения страны.
     Условно все население делят на три большие группы: от 0 до 19 лет, от 20 до 64, от 65 лет и старше. Категория экономически активного населения выделяется из второй возрастной группы. При этом военнослужащие, представляя самостоятельную категорию, тоже относятся к экономически активному населению. Однако при расчете безработицы учитываются только лица, достигшие 16-летнего возраста, а люди, находящиеся в местах заключения, в психиатрических лечебницах, а также военнослужащие из расчетов исключаются[14].
     Безработицу можно разделить на три вида: естественная, вынужденная и циклическая. Но эти три подразделения включают в себя еще несколько подвидов:
     Естественная безработица делится на фрикционную, добровольную и институциональную.
     Фрикционная безработица – это результат миграции рабочей силы с одних предприятий на другие с целью более выгодного приложения своих способностей и усилий, длится 1-3 месяца.
     Такая форма безработицы отражает естественный процесс перераспределения трудовых ресурсов, отталкиваясь от уже существующей структуры рабочих мест. Если уровень фрикционной безработицы будет высоким, такое положение дел может привезти к большим убыткам общества в форме огромных потерь рабочего времени.
     К добровольной безработице можно отнести ситуацию в стране, когда контингент незанятых трудоспособных людей самоустраняются от участия в трудовой деятельности, то есть не желают работать без видимой на то причины.
     Институциональная безработица – возникает по причине плохой информированности рабочей силы и работодателей в актуальной информации о вакансиях и желании работников. Люди могут просто не знать о существующих вакансиях или наоборот фирмы могут не знать о желании работников занять предлагаемую должность[14].
     Еще одной причиной возникновения институциональной безработицы является высокий уровень пособий по безработице, за 2016 год размер данного пособия составил 4900 рублей (это максимальное количество денежных средств, которое может получить безработный, минимальный размер пособия 850 рублей [11]), данный фактор оказывает влияние на рынок труда таким образом, что индивид, имея возможность трудится на низкооплачиваемой работе, предпочтет сидеть на пособии по безработице и не работать вовсе.
     Другим видом безработицы является, так называемая вынужденная безработица – это когда работники, готовые работать за более низкое вознаграждение, чем то, которые получают имеющие работу, все равно не могут найти место реализации труда. В соответствии с этой характеристикой различают три формы вынужденной безработицы: технологическую, структурную и региональную.
     Технологическая безработица – связана с технологическими сдвигами в экономике, в результате которых происходит обесценивание уровня квалификации некоторых категорий рабочей силы. Происходит замена ручного труда механизированным трудом. Такая форма безработицы носит преимущественно вынужденный и долговременный характер (обычно более 6 месяцев подряд)[17].
     Структурная безработица – это показатель спроса на профессию. Возникает в результате развития научно-технического прогресса, когда непрерывно меняется отраслевая структура национального хозяйства в стране. Этот вид безработицы означает, что спрос и предложение на одни и те же виды труда в различных формах, отраслях и регионах не совпадают. Это характерно для случаев, когда сокращаются одни отрасли и возникают другие.
     Региональная безработица связана с целым рядом факторов исторического, демографического, культурно-национального и социально-психологического характера и отражает несоответствие между покупательским интересом и предложением рабочей силы в данном регионе из-за неравномерности социально-экономического развития определенных территорий.
     Скрытая безработица так же является подтипом вынужденной безработицы, что подразумевает под собой неполную занятость людей, имеющих возможность работать в полную силу. Колоссальных масштабов скрытая безработица в России достигла в 1992-1998 гг., что явилось следствием, прежде всего ошибочной политики при переходе к рыночной экономике, приведшей не к структурной перестройке национальной экономики, а к невиданному по своей глубине социально-экономическому кризису в мирное время[14].
     И последним элементом вынужденной безработицы является застойная безработица, по моему мнению самая тяжелая из всех выше представленных форм безработицы, так как такой тип охватывает часть трудоспособного населения, которая потеряла работу, утратила право на получение пособия по безработице, отчаялась найти рабочие места, уже приспособилась жить на социальные подачки общества и утратила всякий интерес к активной трудовой деятельности.
     Застойная безработица обусловлена избытком рабочей силы, перенаселением, охватывает наиболее профессионально не подготовленную часть трудовых ресурсов. Это, как правило, разорившиеся предприниматели, бывшие домохозяйки, неквалифицированные рабочие и другие. Такая безработица может длиться годами.
     Самостоятельную значимость так же имеет циклическая безработица, которая предопределяется циклическим характером общественного воспроизводства и возникает на стадии спада производства или в фазе экономического кризиса. Такой род безработицы затрагивает все сферы и отрасли экономики, и может существовать в скрытой и открытой формах. Скрытая форма означает сокращение рабочего дня или недели, направление персонала в принудительные отпуска, уменьшение заработной платы. Открытая форма означает увольнение работника, полную потерю работы и дохода.
     При циклической безработице предложение на рынке труда оказывается меньше, чем спрос, который предъявлен на трудовые ресурсы. Когда общий спрос на товары и услуги в стране уменьшается, занятость сокращается и растет безработица. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса.
     Экономическая наука, изучая проблемы безработицы, пришла к выводу: структурная и фрикционная безработицы – это нормальные явления, не представляющие угрозы для страны. Причем ко всему, развитие без них просто не возможно. Как создавать новые рабочие фирмы или увеличивать ассортимент производимых товаров, если все работники заняты? Кроме того, факт безработицы заставляет людей трудиться более качественно и производительно из-за возможности потери своего рабочего места. С такого рода позиции безработицу можно назвать стимулом к лучшей работе.
     При полной занятости населения уровню безработицы («естественному» уровню безработицы) нелегко дать точное определение. Существует выбор из нескольких альтернативных концепций. Первая из них определяет, что естественный уровень безработицы  - это уровень при котором инфляция и заработная плата рабочих, зависят от уровня цен, либо устойчивы, либо находятся на достойном уровне. Вторая концепция определяет естественный уровень безработицы, как  уровень, когда количество безработных в стране равно количеству занятых рабочих мест. Третья концепция говорит о том, что любое увеличение совокупного спроса не приводит к дальнейшему сокращению безработных. И в качестве последнего варианта разновидности определения естественного уровня безработицы принято считать такой уровень, при котором безработица носит добровольный (или возможно сезонный) характер. И, наконец, с недавних пор естественный уровень безработицы, при котором процент безработицы остается неизменным и как перемещения в состояние безработицы, так и продолжительность безработицы являются нормальными[14].
     Карамалиева Е.А. и др. считают, безработицу, как следствие, порождает причина роста снижения занятости в стране, а соответственно экономической активности. При этом причинами, которые способствуют ее появлению, являются:
     
     * изменение демографии населения (численность трудоспособного населения растет, что повышает спрос на труд);
     * политика формирования оплаты труда (планки, которые устанавливают профсоюзы имеют завышенный уровень);
     * низкий уровень платежеспособности населения ( безработицы возникает из-за отсутствия спроса на товары и услуги, что снижает спрос на труд, поскольку спрос на него имеет производственный характер;
     * миграция населения: переезжая на новое место, человек на какое-то время может оказаться безработным;
     * переобучение, переквалификация или смена профессиональных интересов;
     * смена социального статуса человека: рождение детей, выход на пенсию и так далее[17].
     Макарченкова М.Ю. определила следующие экономические причины возникновения безработицы: 
     1) Цена рабочей силы (заработная плата), которую требуют продавцы и профсоюзы, очень высока. Поведение покупателя (работодателя) на рынке рабочей силы определяется в данных условиях соотнесением затрат на покупку рабочей силы и дохода, который он получит от ее использования в течение определенного периода времени с теми затратами, которые он понесет на покупку машины, заменяющей рабочую силу и того результата, который принесет ему эта машина. Если такое сопоставление будет в пользу машины, то предприниматель откажется от покупки рабочей силы и отдаст предпочтение машине. Рабочая сила человека будет непроданной, а сам он окажется в роли безработного. Научно- технических прогресс и повышение технического строения производства есть одна из причин роста безработицы в современных условиях. 
     2) Цена, которую устанавливает покупатель (работодатель) низкая. В подобном случае продавец (наемный рабочий) не согласен продавать свою рабочую силу за бесценок и продолжает искать другого покупателя. В течение того времени, пока он ищет подходящее место работы, он будет относиться к категории безработных.
     3) Цена рабочей силы, а точнее ее стоимость отсутствует. В любом современном обществе всегда найдутся люди, которые не могут быть задействованы в процессе производства, по той причине, что рабочая сила, которую они могут приложить, будет очень низкого качества или они вовсе не могут ею воспользоваться, соответственно покупатель (работодатель) не будет заинтересован в ее приобретении. К такой категории людей можно отнести бродяг, деклассированные элементы (например, уголовники), инвалиды и так далее. Эта категория граждан из разряда застойных безработных, они, как правило, навсегда теряют работу и надежду ее найти.
     Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы, основным регулятором которого выступает государство. Для решения существующих проблем занятости и безработицы необходимо проведение специальной  государственной политики, основные положения которой будут рассмотрены далее[17].
     
1.2  Необходимость государственного регулирования безработицы

     Вопрос государственного регулирования очень важен на современном этапе развития российской экономики. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства, а показатель  безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности[4].
     Государственное регулирование рынка труда – это комплекс экономических, законодательных, административных и организационных мер, направленных на:
     * стимулирование роста занятости;
     * подготовку и переподготовку работников;
     * содействие найму рабочей силы;
     * введение системы социального страхования безработицы и обязательного пенсионного обеспечения[27].
     Государственное вмешательство в сфере занятости населения осуществляется по следующим направлениям:
     1 Социальные гарантии по безработице, установленные законодательно. Они в себя включают: пособия по безработице, поддержание минимального прожиточного минимума в денежной форме для тех, кто не работает и не может получать пособие по каким-либо причинам.
     Пособие по безработице получают граждане, зарегистрированные в базе данных биржи труда, а так же лица, наработавшие необходимый стаж.
     2 Меры прямого воздействия государственного регулирования:
     * программы стимулирования роста занятости и увеличения числа рабочих мест;
     * программы в области образования;
     * профессиональной подготовки и переподготовки рабочей силы;
     * изменения в трудовом законодательстве;
     * программы содействия найму рабочей силы;
     * социального страхования безработицы[8].
     Инструментом реализации является создание служб занятости, предоставление информации о наличии свободных мест, бирж труда, создание государственных служб и центров по переподготовке и переквалификации.
     Для того что бы более подробно разобраться с вопросом для чего государству необходимо регулировать уровень безработицы в стране, для начала рассмотрим структуру органа который непосредственно занимается данным вопросом. Им является Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации. Для наглядности элементы структуры были преобразованы в схематичный вид и представлены на рисунке под номером 1.
     
      
     Рис. 1. – Структура Министерства труда и социального развития Российской Федерации[58] 
     Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) — федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны труда, социальной защиты и социального обслуживания населения, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности[58].
     Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности:
     I уровень — федеральная служба занятости;
     II уровень — региональные организации службы занятости;
     III уровень — местные организации службы занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры и так далее[1].
     Федеральная служба по труду и занятости - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказывающий государственные услуги в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
      Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (службы занятости регионов и центры занятости) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
     Службы занятости населения регионов Российской Федерации являются структурными подразделениями Федеральной службы по труду и занятости и организовывают и контролируют деятельность местных отделений службы занятости – центров занятости населения.
     Центр занятости населения – местное отделение службы занятости, непосредственно работающие с населением в области труда и занятости, непосредственно оказывает государственные услуги населению в сфере занятости.
      Основные функции службы занятости населения:
     * контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;
     * деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
     * организация альтернативной гражданской службы;
     * организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров[59].
     Назначение службы занятости населения – помочь гражданам реализовать конституционное право на труд, а также регулировать взаимоотношения на рынке труда.
     При этом определяющее значение в реализации государственной политики занятости принадлежит центрам занятости населения, которые непосредственно на местном уровне предоставляют услуги населению по содействию в трудоустройстве. Именно способность центров занятости удовлетворять самые разнообразные потребности населения в сфере занятости свидетельствует об эффективности всей организационной работы с экономически активным населением. 
     По мнению ряда авторов, к недостаткам данной структуры можно отнести:
     Первый недостаток - это проблема надзора и контроля за соблюдением требований выплаты средств лицам, пожелавшим организовать собственную предпринимательскую деятельность. Процедура контроля не так уж и сложна. Будущий предприниматель предоставляет в местный орган по труду и занятости населения необходимый пакет документов, а так же бизнес-план по развитию своего бизнеса, который непосредственно будут рассматривать в том отделении центра занятости, в который он обратился, и члены коллектива административного органа управления по данной местности. Зачастую, выделение средств происходит из тех соображений, что средства нужно выдать, по причине выполнения плана данным отделом. Из всего этого можно сделать вывод, что средства бюджета не всегда расходуются эффективно, так как граждане, обратившиеся за помощью, могут заблаговременно иметь корыстный умысел, получения средств. Получив выплату, предприниматель обязан отчитываться о результатах своей деятельности в местный орган по труду и занятости населения в течение трех лет, если этого не происходит, то служба занятости обращается в суд, и уже с его помощью осуществляется возвращение средств в бюджет. 
     Есть еще одна причина, почему необходимо разрабатывать более эффективную систему контроля. Многие предприниматели, начавшие свою деятельность благодаря средствам выделенным на безвозмездной основе, по истечении срока предоставления отчетности, прекращают свою официальную деятельность и работают в теневой экономике, в этом случае эффект положительного результата тоже не достигается, налоговые сборы не поступают, соответственно федеративный бюджет не восполняется в полной мере. 
      Второй недостаток это недоукомплектованность кадровой службы многих структурных подразделений Министерства труда и социальной защиты. Каждый год сокращается количество трудящихся в структуре органов Министерства труда, так например численность инспекторов труда за период с 2014 по 2017 г. сократилось на 30%, что привело к снижению количества проверок. Если в 2014 г. на одного госинспектора приходилось 64 проверки, то в 2017г. 85, при этом увеличивается количество предписаний выданных одним инспектором. 
     Третий недостаток выражен в том, что у Министерства труда нет связи с трудовыми коллективами на местах. Работодатели не достаточно серьезно относятся к своим обязанностям информировать центра занятости о имеющихся вакансиях, чем осложняют трудоустройство и обучение безработных. Однако в этой проблеме повинны не только работодатели. Во-первых, вся политика безработных нацелена в основном на не самый активный контингент затрудняющихся искать работу самостоятельно, который для работодателей мало привлекателен. Во-вторых,  для работы центров характерна инерционность, также не способствующая сотрудничеству.
     Под инерционностью мы обозначили кадровые проблемы, связанные с отношением персонала Центров занятости к программе профессионального обучения. В одних Центрах руководство и сотрудники нацелены на гибкий и мобильный подход к работе с учетом колебаний рынка труда и потребностей работодателей, а в других – на традиционный подход, который требует инициативного поведения и направлен преимущественно на выполнение нормативов и соблюдение бюджета[42].
     По данным Федеральной службы государственной статистики официальный уровень безработных в стране  на 1.11.2016  года равен 4,1 млн. граждан, в процентах данное количество безработных к общей численности рабочей силы, которая равна 72,6 млн. человек, составляет 5,4%. Для наглядности на рисунке 2 представлен график мониторинга рынка труда.
     
      
     Рис. 2. - Уровень безработицы в Российской Федерации на 1.11.2016 г.,%[56]
     Численность безработных в ноябре 2016 года по сравнению с ноябрем 2015 года - уменьшилась на 321 тыс. человек, или на 7,2 %, что говорит о возможном улучшении дел на рынке труда, но пока судить о состоянии сферы труда еще рано, необходим более обширный анализ данного вопроса к решению которого мы вернемся чуть ниже.
     Для того чтобы потенциальные кадры имели возможность найти работу по специальности, необходимы три обстоятельства: экономический рост, его устойчивость и поддержка государства.
     Крайне специфическими является роль и место государства в решении вопроса безработицы.
     Если же речь идет о РФ, то поддержка государства экономике и особенно рынку труда крайне важна. В недалеком прошлом государство нашей страны находило решения практически всех вопросов трудоустройства населения, гарантировало ему полную занятость, кроме того в общественном хозяйстве труд был обязателен. Несомненно, в наши дни оставить население страны наедине с рынком труда было бы не только негуманно, но и экономически неэффективно. Как было сказано выше, государственная помощь в решении проблемы безработицы должна быть предоставлена в виде:
     * разработки программ занятости;
     * в поддержке безработных в виде финансовой помощи;
     * в возможности подготовки кадров для приобретения новых профессиональных знаний, навыков и так далее[26].
     Рассмотрим более подробно какие  социальные программы разрабатывает государство для того чтобы снизить уровень безработицы в стране.
     На федеральном уровне на данные момент функционирует программа «Содействия занятости населения», сроки реализации которой, определены на период с 2013 по 2020 гг. включительно.
     Целью программы, разработанной Министерством труда России, является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда[59].
     Задачи программы: 
     * предотвращение роста напряженности на рынке труда;
     * привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики;
     * содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, а также обеспечение защиты трудовых прав граждан.
     Документ включает в себя три подпрограммы:
     * «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан»;
     * «Внешняя трудовая миграция»;
     * «Развитие институтов рынка труда».
     Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы из средств федерального бюджета составляет 579025967,3 тыс. рублей, в том числе:
     в 2013 году - 71649195,7 тыс. рублей;
     в 2014 году - 75756345,3 тыс. рублей;
     в 2015 году - 75919834,8 тыс. рублей;
     в 2016 году - 75659568,1 тыс. рублей;
     в 2017 году - 66592216,4 тыс. рублей;
     в 2018 году - 68893473,9 тыс. рублей;
     в 2019 году - 71152927,1 тыс. рублей;
     в 2020 году - 73402406 тыс. рублей.
     К 2020 году в результате реализации программы планируется достичь относительно уровня 2012 года следующих показателей:
     * увеличить отношение численности зарегистрированных безработных граждан к общей численности безработных граждан с 28 до 30%;
     * увеличить удельный вес трудоустроенных граждан, обратившихся за содействием в органы службы занятости, с 65 до 70%;
     * снизить застойную (более 12 месяцев) безработицу с 12 до 5%;
     * повысить максимальный размер пособия по безработице до величины прожиточного минимума;
     * увеличить удельный вес безработных граждан, трудоустроенных в другой местности, в общей численности зарегистрированных безработных граждан с 0,4 до 3%;
     * увеличить численность высококвалифицированных иностранных специалистов, получивших разрешение на работу, с 11,8 тыс. до 23,5 тыс. человек;
     * увеличить число выданных патентов на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности у физических лиц с 1229 тыс. до 1800 тыс. штук;
     * сократить долю иностранных граждан, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, с 60% в 2013 году до 25% к 2020 году;
     * разработать и внедрить не менее 800 профессиональных стандартов;
     * повысить размер реальной заработной платы с 1,08 до 1,4 раза;
     * увеличить долю высококвалифицированных работников от числа квалифицированных работников с 29,8 до 32,4%;
     * снизить удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам труда, с 30 до 22%[60].
     На региональном уровне также разрабатываются программы, цель которых снижение уровня безработицы в крае, но то какие именно и какие результаты они приносят, мы рассмотрим во второй главе, где уже будет проведет детальный анализ статистических данных.
     
1.3 Правовая основа регулирования безработицы
     
     Право на труд, как неотъемлемый элемент свободы личности, провозглашено в статье 37 Конституции РФ. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род деятельности и занятий. Он может заключить трудовой договор с предприятием, учреждением, организацией или самостоятельно обеспечивать себя работой в качестве предпринимателя, фермера, члена кооператива, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Правовой базой на труд являются Конституция, Всеобщая декларация прав человека 1948 года, международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года[6].
     В статье 37 Конституции РФ получил закрепление провозглашенный в статье 23 Всеобщей декларации прав человека (1948 год) принцип свободы труда. Провозглашением свободы труда устанавливается также запрещение в какой-либо форме отрицать или ограничивать эту свободу, обращенное к неопределенному кругу субъектов, обязанных уважать данную свободу, то есть к практически любому возможному нарушителю свободы. Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит ущерба правам других физических и юридических лиц или общественной безопасности. Субъектом этого права является каждый человек. Свобода труда обеспечивается правом каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Это положение базируется на общих нормах международно-правового регулирования, направленных на искоренение дискриминации в отношении труда и занятости[6].
     Однако право свободного выбора конкретной профессии, деятельности не должно отождествляться с правом на занятие конкретной должности, связанной с этой деятельностью, поскольку в части 1 комментируемой статьи не закрепляется пр.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%